Воскресенье, 29.12.2024, 22:51
Приветствую Вас Гость | RSS

МОБУ ООШ-детский сад д.Абдуллино

Меню сайта
Категории раздела
1 [46]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2014 » Октябрь » 23 » Программа "Одаренные дети"
18:46
Программа "Одаренные дети"

МКОУ ООШ д.Абдуллино
Программа работы с одаренными детьми
в МКОУ ООШ д.Абдуллино
2013 г.
2
Содержание 1. Концепция системы работы с одаренными и талантливыми детьми……………………………………………….3 2. Программа реализации концепции системы работы ОУ……………13
Этапы реализации…………………………………………………….13
2.2. Основные формы внеурочной образовательной
деятельности учащихся школы………………………………………15
2.3. Организация исследовательской работы учащихся в школе……..15
2.4. План реализации системы работы с одарѐнными детьми………..17 3. Использованная литература……………………………………………19 4. Приложения…………………………………………………………….20
3
4
1. Концепция системы работы с одаренными и талантливыми детьми
Актуальность
Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развития одаренных и талантливых детей и реализация их потенциальных возможностей являются одними из приоритетов в сфере образования МКОУ ООШ д.Абдуллино .
В школе имеются проблемы в работе с одаренными детьми: - сюда можно отнести формальность работы самого школьного ученического общества, т.к. основная деятельность и инициатива в организации проектно-исследовательской работы принадлежит учителям; - низкая мотивация некоторых учителей начальной школы и среднего звена к подготовке своих учеников к участию в различных предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах. - другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности. Кроме того, мы выделяем кадровую проблему, связанную с недостаточной личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми, отсутствие психолога в школе. В тоже время, хочется отметить увеличение интереса детей к занятиям исследовательской деятельностью, в школе обучаются учащиеся, ведущие активную творческую, учебную, научно-исследовательскую работу. Эти учащиеся входят в число активных участников районных, окружных, областных, всероссийских и международных конкурсов, конференций и чтений.
5
На протяжении последних трех лет в нашей школе заметна система работы с одаренными детьми отдельных педагогов. Необходимо отметить работу с данной категорией учащихся классных руководителей и учителя-предметника Хановой А.Я., Магрупова З.А., Фазлыевой М.Ф . Улучшение работы учителей в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей. Их решение должна обеспечить Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Одарѐнность ребѐнка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особого внимания педагогов. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребѐнка, тем легче и быстрее становится формирование собственной самооценки. Поэтому необходимо постоянно выявлять одарѐнность детей, стимулировать еѐ развитие. Различные методы выявления талантливых детей помогают установить их приоритеты, склонности и интересы. Многое зависит и от родителей. В семье закладывается личность ребѐнка, она же играет и большую роль в еѐ формировании. Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества: 1. Уверенность, которая основывается на сознании самоценности. 2. Понимание достоинств и недостатков в себе самом.
6
3. Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску. 4. Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию. 5. Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки. 6. Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми. Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счѐте, зависят от того, как эта личность разовьѐтся. Одарѐнный ребѐнок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребѐнок смог черпать из неѐ информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Для этого должны работать различные кружки, секции по разным направлениям. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях за пределами школы в большей степени стимулируют развитие одарѐнных детей. Необходима разумная система поощрения успехов одарѐнного ребѐнка. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития. Цель программы: Создание системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности. Основные задачи:
7
 реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
 создание методики выявления одарѐнных детей;


 создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;
 совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
 повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одарѐнного ребѐнка;
 внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
 создание банка данных «Одаренные дети»;
Ожидаемые результаты Формирование системы работы с одаренными учащимися. Творческая самореализация выпускника школы. Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы. Данная программа позволит сформировать систему работы с одарѐнными детьми, в полной мере развить их интеллектуальные и творческие способности с учѐтом индивидуального и дифференцированного подхода.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
8
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ). 3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). 1. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; - принцип возрастания роли внеурочной деятельности; - принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; - принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. 2. Условия успешной работы с одаренными учащимися Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
9
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки; учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности; учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть: увлечен своим делом; способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; профессионально грамотным; интеллектуальным, нравственным и эрудированным; проводником передовых педагогических технологий; воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; знатоком во всех областях человеческой жизни.
3. Формы работы с одаренными учащимися кружки по интересам; занятия исследовательской деятельностью; конкурсы; интеллектуальный марафон; научно-практические конференции; участие в олимпиадах;
10
работа по индивидуальным планам; сотрудничество с другими школами, профессиональными училищами и техникумами.
3. Программа реализации концепции
Программа рассчитана на три года – 2011– 2014 уч.г. 1. Этапы реализации: 1 этап: диагностико- прогностический (2011-2012 годы) Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе. Мониторинг одаренности. Создание: - банка данных по одаренным детям; - банка творческих работ учащихся; - банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов; - рекомендаций по работе с одаренными. Организация: - системы дополнительного образования; - творческих конкурсов, экзамена; - внеклассной работы по предмету; - деятельности педагогического коллектива; - олимпиад и интеллектуальных конкурсов. 2 этап: деятельностный (2012-2013годы) Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися. Задачи:
11
- составление индивидуальных маршрутов обучения для детей повышенного уровня обучаемости; - выявление одаренных детей на ранних этапах развития; - организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся; - активное использование метода проектов; - сохранение традиции работы с системой портфолио; - проведение выставок детского творчества; - обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития. 3 этап: констатирующий (2013-2014 годы) Цель: Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования. Задачи: - создание банка педагогического опыта в работе с одаренными; - выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми»; - внедрение в практику работы рейтинга учащихся; - анализ итогов реализации программы; - достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе; - обобщение результатов работы школы.
12
2. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
Форма
Задачи
Ученическая конференция Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. Формирование информационной культуры учащихся.
Предметная неделя (декада) Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. Развитие творческих способностей учащихся.
Научное общество учащихся Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Кружки Развитие творческих способностей учащихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе.
3. Организация исследовательской работы учащихся в школе
1 – 4 классы
Подготовительный этап: Формирование навыков научной организации труда. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных учащихся
Формы: Урок. Внеклассная работа. Кружки эстетического цикла.
5-7 классы
Творческий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Формирование познавательного
Формы: Урок.
13
интереса. Творческое развитие учащихся. Индивидуальная работа со способными школьниками.
Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Краеведческая конференция. Кружки. Секции.
8-9 классы
Развивающий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры учащихся.
Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Краеведческая конференция. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.
4. План реализации Программы с одарѐнными детьми

Мероприятие
Сроки
Ответственные
1
Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы. Диагностика склонностей учащихся.
В течение всего периода
кл. руководители
3
Проведение семинаров-практикумов с учителями, педагогами дополнительного образования по вопросам выявления одаренных детей
В течение всего периода
руководители МО,
4
Организация педагогического просвещения родителей талантливых и одарѐнных школьников
постоянно
педагоги-организаторы, Кл. рук.
5
Начать работу научного общества учащихся Создание нормативной и методической базы Подготовка педагогических кадров,
В течение всего периода
руководители МО, учителя предметники
14
разработка планов - Организация исследовательской и проектной деятельности
6
Участие школьников в районных, окружных, областных, Всероссийских, международных предметных олимпиадах, конкурсах, чтениях, конференциях
постоянно
Учителя-предметники
7
Поисково-краеведческая работа кружка «Юный краевед»
По плану
8
Участие в окружной научно-практической конференции школьников
По плану Юго-Восточного округа
учителя-предметники
9
Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов среди одаренных школьников
По планам кл. руководителей, школы,
Учителя – предметники,
10
Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год
Ежегодно, август
Кл. рук, руководители МО
11
Составление портфолио творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов
Постоянно
учителя – предметники, Кл. рук.
12
Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми
В течение всего периода
14
Подготовка педагогических характеристик на каждого одарѐнного школьника, благодаря которым учителя – предметники разрабатывают содержание системы обучения Выявление одаренных учащихся в 5-х-6-х классах, составление диагностической карты Разработка планов работы с детьми Проведения занятий с детьми Отработка форм, методов, приѐмов работы - Создание мониторинга результативности работы с одарѐнными детьми.
Постоянно
Кл. рук., Учителя-предметники
15
15
- Разработка методических рекомендаций. - Анализ итогов реализации программы. - Обобщение результатов работы школы.
В течение всего периода Май 2013 г.
Учителя-предметники, Кл. рук.
Вывод: Актуализация вышеперечисленных направлений позволит решить задачу развития одаренных детей и реализовать их потенциальные возможности.
Использованная литература
1. Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 4. 1991, с. 69–75 2. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 1991. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991.\ 4. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 1991. 5. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО, 2006. с.101. 6. Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990, с. 34. 7. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971. 8. Мартынов С. “Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 8. 1994, с. 77–80. Интернет ресурсы
1. http://pedsovet.su/ 2. http://festival.1september.ru/ 3. http://it-n.ru/

Просмотров: 333 | Добавил: lina | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024